Концепция о региональной системе организации воспитания в ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ (Приказ министерства образования Оренбургской области от 30.12.2021 № 01-21/2040 « О развитии региональной системы воспитания в Оренбургской области»)
Приказ министерства образования Оренбургской области от 12.04.2022 № 01-21/478 «Об утверждении мониторинга системы воспитания обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Оренбургской области»
Письмо ГАУДО «ООДТДМ им. В.П.Поляничко» от 01.03.2022 № 01-27/201 «О проведении мониторинга системы воспитания обучающихся»
Письмо ГАУДО «ООДТДМ им. В.П.Поляничко» от 09.03.2022 № 01-27/233 «О проведении экспертизы системы воспитания обучающихся»
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Система организации воспитания и социализации обучающихся в
Оренбургской области направлена на реализацию мер, предусмотренных законами
Федеральный уровень
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 года № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и план по ее реализации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 г. № 656-р);
совместное методическое письмо Минпросвещения России, Минобрнауки России и МВД России об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних «группы риска» (письмо от 2 ноября 2020 г. № 07-6607 (Минпросвещения России), № 12/5351 (МВД России), № МН-11/1548 (Минобрнауки России).
Региональный уровень
Указ губернатора Оренбургской области от 6 сентября 2018 года № 484-ук «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства на территории Оренбургской области»;
Государственная программа Оренбургской области «Развитие системы образования Оренбургской области», утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 г. № 921-пп (далее – Программа);
Приказ министерства образования Оренбургской области от 06.11.2020 № 01-21/1500 «О межведомственном совете по внедрению и реализации целевой модели дополнительного образования детей в Оренбургской области»;
Закон Оренбургской области «О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области» от 24.12.2009 № 3279/760-IV-ОЗ;
Порядок взаимодействия и обмена информацией органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Оренбургской области по предупреждению несчастных случаев, жестокого обращения, суицидов, суицидальных попыток и иных обстоятельств, свидетельствующих о нахождении несовершеннолетних в социально опасном положении (утв. постановлением КДН и ЗП Правительства Оренбургской области №1 от 24.01.2020;
Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных органов по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы (утв.постановлением КДН и ЗП Правительства Оренбургской области № 2 от 17 мая 2019 г.).
ЦЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОКАЗАТЕЛИ КАДРОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ:
количество педагогических работников, освоивших программы повышения квалификации по актуальным вопросам воспитательной работы, конфликтологии, профилактике деструктивных проявлений, взаимодействию с детскими общественными объединениями, поддержке семейного воспитания и др.;
численность педагогов-психологов и социальных педагогов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным организациям начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ:
количество консультационных центров для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
количество созданных служб медиации (примирения) в образовательных организациях Оренбургской области.
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ:
доля обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и не совершивших правонарушений в течение учебного года, к общему количеству обучающихся, состоящих на внутришкольном учете.
ПОКАЗАТЕЛИ ВКЛЮЧЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
количество детских и молодежных общественных объединений, действующих на территории Оренбургской области;
доля автономных общеобразовательных организаций, имеющих управляющие советы, от общего числа автономных общеобразовательных организаций Оренбургской области;
доля общеобразовательных организаций, имеющих советы обучающихся, от общего числа общеобразовательных организаций Оренбургской области;
доля обучающихся, вовлеченных в мероприятия детских и молодежных общественных объединений, от общего числа обучающихся Оренбургской области;
доля детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, от общего числа детей данной возрастной категории;
доля обучающихся, принявших участие в социально-психологическом тестировании от общего числа обучающихся в возрасте от 13 до 18 лет.
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Совокупность и структура методов сбора информации определяется характером и спецификой решаемых задач, характеристиками объекта и процесса исследования, уровнем организации/подсистемы.
ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ:
анализ статистических данных Региональной системы электронного мониторинга;
анализ отчетов о реализации федеральных и региональных проектов воспитания и социализации обучающихся в Оренбургской области;
анализ данных оценочных процедур: результаты аттестации педагогических кадров; дополнительные сведения о профессиональной переподготовке и повышения квалификации работников организаций, осуществляющих воспитание и обеспечивающих социализацию обучающихся;
отчеты о деятельности образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования Оренбургской области;
анализ данных самообследования образовательных организаций;
результаты исследований компетенций педагогических работников;
аналитические материалы субъектов профилактики деструктивного поведения обучающихся в формате межведомственного взаимодействия;
результаты участия образовательных организаций, детских коллективов и педагогических работников, осуществляющих воспитание и социализацию, в мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного уровней;
анализ внешних экспертных оценок результатов участия субъектов воспитания и социализации в мероприятиях и конкурсах по мониторингу отдельных компонентов системы.
МОНИТОРИНГ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Организатором мониторинга является Министерство образования Оренбургской области.
Мониторинг организуется на 3-х уровнях: уровень организации (учреждения), муниципальный уровень, региональный уровень.
Целью мониторинга региональной системы является реализация комплекса мер диагностики, анализа и прогнозирования эффективности функционирования управленческих механизмов, соответствия нормативно-правовой базы и материально-технической обеспеченности характеру решаемых системой воспитания и социализации задач для принятия своевременных решений по актуализации работы системы и противодействию возникающим рискам воспитания и социализации.
Деятельность по мониторингу осуществляется на основе принципов: системности, объективности, детерминизма, личностно-социально-деятельностного подхода, комплексности и преемственности всех форм и методов воспитательного взаимодействия.